Иван Ильич Мозжухин

Иван Ильич Мозжухин родился 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1889 года в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Пензенская область). Детство и юность провёл в Пензе. Вся семья увлекалась театром (его старший брат Александр впоследствии стал знаменитым оперными певцом) и Иван с детства выступал в любительских спектаклях, в том числе и в народном театре Пензы. После окончания гимназии два курса отучился на юридическом факультете Московского университета, после чего ушёл в актёры. Работал в антрепризе в провинциальных театрах, затем — в театральной труппе московского Введенского народного дома.

Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича. После начала работы в компании Ханжонкова режиссёра Евгений Бауэра Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино. В снятом по сценарию Валерия Брюсова фильме Бауэра «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет навеки сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает её, чтобы забальзамировать. Именно в этом фильме впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино.

Фильмы с Мозжухиным пользовались громадным успехом и это вызвало интерес нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин под предлогом того, что в очередном фильме ему не досталась главная роль, перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова он сыграл роль Германна в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918). До 1917 года актёр также играл в театре Корша и Свободном театре.

В феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с другими артистами, режиссёрами и служащими самого знаменитого и процветающего кинопредприятия России — «Товарищества И. Ермольева», такими как Александр Волков, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Наталья Кованько, Иван Мозжухин вместе с женой Натальей Лисенко покинул Россию. Обосновавшееся в предместье Парижа, в Монтройе, «Товарищество Иосифа Ермольева» вскоре было преобразовано в студию «Альбатрос», а Мозжухин стал ее ведущим актёром. В 1923 году поставил по собственному сценарию фильм «Костёр пылающий», сыграв в нём несколько ролей — от демонического героя до эксцентрического персонажа. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате.

Весной 1926 года Мозжухин заключил контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. В США под давлением продюсеров он был вынужден изменить фамилию на более короткую «Москин» и сделать пластическую операцию, однако успеха не добился. Снявшись всего в одном неудачном фильме с довольно символичным названием «Капитуляция», Мозжухин вернулся в Европу. С 1928 по 1930 год работал в Германии, исполнил в частности роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» (Der weiße Teufel, 1930) режиссёра Александра Волкова.

Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык.

Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов (для некоторых из них он также писал сценарии).

Остаток жизни Иван Мозжухин прожил в уединении и умер от скоротечной чахотки в Париже 17 января 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Вера Васильевна Холодная

 Вера Васильевна Холодная (в девичестве Ле́вченко, 5 августа 1893, Полтава, Российская империя — 17 февраля 1919, Одесса) — знаменитая русская актриса немого кино.

Снялась, по меньшей мере, в пятидесяти фильмах. Из них сохранилось только пять.

Биография

Вера Холодная родилась в Полтаве в семье учителя-словесника городской гимназии Левченко. В 1895 году, когда Вере было два года, семья переехала в Москву.

В 1910 году вышла замуж за юриста Владимира Холодного.

Артистическую карьеру начала в любительской театральной студии, бросив балетную школу Большого театра.

С 1914 года снималась в кино, первая (эпизодическая) роль — в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссёра Владимира Гардина.

В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картинах «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба». Эти роли принесли актрисе широкую известность, её называли «королевой экрана». За четыре года кинематографической жизни снялась в более чем 50 фильмах Евгения Бауэра, Владимира Гардина, Петра Чардынина, Вячеслава Висковского, Чеслава Сабинского («Миражи», «Жизнь за жизнь», «Тернистый путь славы», «Позабудь про камин, в нём погасли огни», «Молчи, грусть… молчи…», «Последнее танго» и др.).

Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты.

В апреле 1918 года в составе киноэкспедиции киноателье Дмитрия Харитонова отправилась из Москвы в Одессу. Снималась на фирме «Мирограф», выступала с эстрадными номерами, иногда с Л. О. Утёсовым. Их зрителями бывали Г. Котовский и М. Винницкий (Мишка Япончик).

27 августа (9 сентября) с партнёром по картине «Последнее танго» Осипом Руничем прибыла в Екатеринослав. Прямо на вокзале студенты Горного института подняли на руки авто, в которое она села, и понесли по Екатерининскому проспекту. В Екатеринославе Вера задержалась на целый месяц. Выступала в городском Зимнем театре, купеческом клубе (Коммерческом собрании). А 3 ноября присутствовала на первом екатерининском балу в Потемкинском дворце, данном в честь открытия Екатеринославского университета.


Скоропостижно скончалась 17 февраля 1919 года в возрасте 25 лет в Одессе. Отпевание проходило в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при большом стечении народа. Похоронена в Одессе на Первом христианском кладбище, ныне несуществующем.

2 сентября 2003 года в Одессе на улице Преображенской, возле дома, где жила и скончалась Вера Холодная, ей поставлен памятник.

 

Версии смерти

  • Официальная (1919 года)— скоропостижная кончина от гриппа — «испанки». Возражения — последний описанный в газетах случай смерти от испанки был зарегистрирован в Одессе в октябре 1918 года, то есть за пять месяцев до того.
  • Неофициальная (1919 года)— отравлена деникинской контрразведкой, поскольку не скрывала «красных» взглядов и имела большое влияние на «французского одессита», начальника штаба союзных войск на юге России Анри Фрейденберга, фактически командовавшего вместо генерала д’Ансельма французскими, греческими и белыми войсками и который, имея многократно превосходящие атамана Григорьева силы, самовольно эвакуировал Одессу 3—5 апреля 1919 года.

В подтверждение этой версии говорит донесение тайной разведывательной организации «Азбука» В. В. Шульгина в ставку А. И. Деникина в Екатеринодаре с немедленным докладом главнокомандующему от 21 февраля 1919 года: «Уморили красную королеву. Л. в замешательстве» (под Л., вероятно, понимается сотрудник франц. контрразведки, «французский одессит» Анри де Ланжерон). На что сам Шульгин на следующий день послал письменное распоряжение: «Обращаю внимание г.г. сотрудников выбирать выражения».

Хроника событий, вероятно, была такова:

Красные известный русский киноактёр Пётр Инсаров («Апостол») и петроградский чекист французского происхождения Жорж де Лафар предлагают актрисе Вере Холодной добиться влияния на начштаба оккупационных войск на юге России Фрейденберга и завербовать (или купить) его, с целью прекращения французской оккупации юга России. 27 января 1919 года в Москву, на Лубянку, с курьером ушло донесение Лафара о Холодной:

Дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна. Что удивительно, слава ей не вскружила голову. Она ею тяготится. Фрейденберг души в ней не чает, льнет к ней, хотя держит себя в рамках приличий. Дама эта наша… Влияние её на Фрейденберга безмерно. Апостол предлагает форсировать это дело в том направлении, в котором был разговор.

Следующие два донесения Лафара в Москву были перехвачены белогвардейской разведкой «Азбука» пламенного монархиста В. В. Шульгина.

Внезапная смерть актрисы произошла 17 февраля 1919 года. Сразу после её смерти были арестованы и расстреляны контрразведкой красный разведчик-чекист Жорж де Лафар, Николай Ласточкин (которого под именем Мишеля Воронова сыграл В. Высоцкий в «Интервенции») и почти вся одесская «Французская Иностранная коллегия» Жанны Лябурб. Но, возможно, планы красной разведки (подкуп Фрейденберга) были осуществлены ещё до всех этих событий.

Что для них, в сущности, была какая-то артистка синема, плебейского зрелища, пусть даже и нареченная толпой «Королевой экрана»?

Она была для них той же «красной опасностью», многократно усиленной связью с начальником штаба союзников, связью, которую нужно было порвать — и чем раньше, тем лучше, спокойней…

Никита Брыгин, Вечерняя Одесса, 1984

О. Капчинский выдвигает версию о том, что влюблённый начштаба Фрейденберг был завербован красной разведкой, конкретно — Верой Холодной, в начале февраля 1919 года. Расследование его деятельности в Одессе это подтверждает.

  • Неофициальная (невероятная) версия смерти (современная) — Вера Холодная была отравлена по приказу самого начштаба французских войск Фрейденберга, с которым имела якобы роман, и который посчитал, что она выведывает у него секреты для большевиков.
Бесплатный хостинг uCoz