"Юность Максима"

Продюсер: Студия «Ленфильм»

Режиссер: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

Авторы сценария: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

Награды: Первый приз Ленинградской студии на Московском кинофестивале, посвященном 15-й годовщине советского кинематографа

Жанр: драма

В ролях: Борис Чирков (Максим), Степан Каюков (Дёма), Валентина Кибардина (Наташа), Михаил Тарханов (Поливанов)

K Р ATKOE СОДЕРЖАНИЕ

Один из первых звуковых фильмов, снятых на русской киностудии. Необразованный заводской рабочий превращается из простого крестьянина в опытного революционера. Этот фильм — образец политизации советского кино в 1930-е гг. Некоторые критики оценивали эту черту как тревожный знак, поскольку цель таких фильмов — показать привлекательные стороны большевизма. «Юность Максима» задумывалась как первая часть трилогии, ее действие происходит в царской России, в 1905—1907 гг., еще до свержения монархии и захвата власти коммунистической партией. По сути, герой получает образование в городе, когда видит, как полиция и собственно капиталистическая система преследует и убивает его друга; он сам тоже на некоторое время попадает в тюрьму без законных оснований на арест, но вскоре его освобождают. Из тюрьмы Максим выходит озлобленным и, переполненный революционным энтузиазмом, примыкает к подпольному социалистическому движению.

 

Первый фильм историко-революционной трилогии о Максиме, ставшем профессиональным революционером (продолжение: "Возвращение Максима" и "Выборгская сторона").

"Не огромное полотно, не памятник, не историю партии, не хронику - мы хотели дать движение эпохи в будто бы "частной" жизни человека без звонкого имени" - так написали в сценарной заявке режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.
"Юность Максима" вышла на экраны почти одновременно с "Чапаевым". Эти два фильма сыграли подлинно этапную роль в развитии советской кинематографии тридцатых годов. О прогрессивном кино страны Советов вновь заговорили во всем мире.
Герой фильма был подсказан жизнью. Будни социалистического строительства тридцатых годов были в крепкой связке с историей революционного подполья и гражданской войны. Именно из этого прошлого пришли командиры пятилеток. При знакомстве с одним из них режиссеров поразил контраст абсолютно прозаической внешности человека и его легендарной биографии. Им стало интересно разобраться, как сложился этот человеческий тип, как сформировалось поколение, сыгравшее столь большую историческую роль. Им захотелось создать образ героя, который стал бы живым воплощением этого поколения.
Этим героем стал Максим, а воплотил его на экране актер Борис Чирков. Он сыграл множество ролей, в том числе и выдающихся, но в памяти зрителей навсегда остался как парень с Нарвской заставы (так же, как Борис Бабочкин остался Чапаевым). В образе Максима удалось слить воедино характер, тип, историю. Этот герой стал символом, но именно потому, что был наделен неповторимой человеческой индивидуальностью. А "родился" он в тот момент, когда режиссеры впервые услышали песню "Крутится, вертится шар голубой", которая стала камертоном для тональности всего фильма.

ИСТОРИЯ ЦЕНЗУРЫ

В 1935 г. в Детройте уполномоченный комиссар полиции заявил, что фильм «Юность Максима» является «советской пропагандой в чистом виде и может внушить классовую ненависть к правительству и социальному порядку Соединенных Штатов». Фильм не был допущен к показу на основании городского законодательства, допускающего введение запрета на «аморальные или непристойные» фильмы. Прокатчик Шуман (имя не указано) оспорил это решение, подав иск в выездной суд Вэйн Каунти, и потребовал вынести приказ, который заставил бы комиссара полиции выдать разрешение. В письменном заявлении полицейский комиссар сообщил суду, что «представители различных религий... ветераны... и гражданские организации заявили о своем протесте против показа». Суд первой инстанции посмотрел фильм и отказался выпустить приказ на основании того, что в деле «отсутствуют доказательства явного злоупотребления полномочиями» со стороны комиссара полиции. Прокатчик обжаловал решение в Верховном суде Мичигана, который аннулировал запрет, сочтя его незаконным: суд отказался принять аргумент городских властей, что понятие «аморальный» распространяется на все, что противостоит «законному порядку или общественному благополучию». Напротив, суд вынес решение по делу «Шуман против Пикерта (1936), что прокатчик имеет «конституционное право показывать фильм, который не является непристойным или аморальным... Нельзя, чтобы ввиду отсутствия симпатии к иностранной политической полиции или формам правления офицер полиции имел право устанавливать запреты или самостоятельно менять границы своих полномочий».

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.FR2, li.FR2, div.FR2 {mso-style-name:FR2; mso-style-parent:""; margin-top:8.0pt; margin-right:0cm; margin-bottom:0cm; margin-left:8.0pt; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:12.0pt; font-family:"Courier New"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:387924994; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-2075107800 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l0:level1 {mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom

Бесплатный хостинг uCoz